Каким шахматам надо учить детей в школе?

Понедельник, 05.03.2012 18:45

В последние годы многие известные шахматисты и целый ряд федераций прилагают большие усилия для внедрения шахмат в школьное образование, иногда даже в виде обязательного предмета. Однако это вызывает много вопросов у педагогов, родителей и даже религиозных деятелей. Основная цель этих мероприятий понятна – раннее выявление шахматных талантов. Но как бы не получилось так, что в процессе выявления одного шахматного таланта мы невольно травмировали психику сотен других детей.

Чтобы не быть голословным, приведу фрагмент из интервью И.Г. Сухина, одного из ведущих специалистов в этой области, научного сотрудника Института теории и истории педагогики Российской академии образования, автора единственного официально одобренного курса преподавания шахмат в школе. Говоря об игре в шахматы во время занятий, он отмечает, что «… проигрыш настоящей партии - это колоссальное интеллектуальное унижение. Всем нам наверняка приходилось видеть, как проигравший ребенок сбрасывает фигуры с доски. Нам на уроках этого не надо». И это при том, что психическая травма многими детьми переносится намного тяжелее, чем физическая. По-моему это серьезная проблема. А решить ее И.Г. Сухин предлагает следующим образом: «Например, не давать на уроках в общеобразовательной школе доигрывать партию до конца». Рекомендация мне кажется странной. Так мы вообще запутаем бедных детей. Они перестанут понимать, что мы от них хотим: учим играть, но играть не даем.

Думаю, необходимо найти другой выход. Раз уж решили массово учить детей шахматам, надо найти и приемлемую форму игры, не травмирующую психику ребенка. Тут можно предложить очень простой и эффективный с точки зрения педагогики и детской психологии прием – играть в шахматы командами. В начальных классах оптимальной формой будет, по-видимому, консультационная партия. При этом игра в команде (группе) положительно сказывается на детях по следующим причинам:

1. Ответственность за принятие решения распределяется между членами команды, и, соответственно, проигрыш в игре каждым участником переносится легче.

2. Сам факт нахождения ребенка в команде имеет психотерапевтическое воздействие, так как группа оказывает психологическую поддержку каждому ее члену. Положительный групповой опыт, адекватность и устойчивость самооценки группы в целом переходят на индивидуальный уровень и становятся достоянием каждого учащегося.

3. При проведении игровых занятий группами терапевтический эффект достигается также за счет так называемого «выхода» в исследовательскую позицию по отношению к проблеме. Как отмечают специалисты в области группового психологического тренинга, способность к такому «выходу» может стать ценнейшим приобретением учащихся.

4. Командная игра отвечает и одному из основных требований детских психологов, которое гласит, что система школьного образования призвана, прежде всего, социализировать учащихся, то есть приобщать, адаптировать их к жизни в социальной системе. Поэтому она имеет дело только с теми играми, которые этому способствуют. В этом плане очень поучительна цитата академика Г.А. Заварзина: «Даже у бактерий выживает сообщество, формирующееся как система, а не множество конкурирующих индивидов». Здесь можно добавить, что индивидуальная форма шахматной игры, по мнению педагогов, мало приемлема еще и потому, что невольно навязывает отношения конфронтации (один выигрывает, другой проигрывает или ничья). При этом ее сторонники обычно забывают, что возможны и другие способы поведения: обсуждение, переговоры, кооперативные действия, при которых все стороны общения (члены одной команды) могут остаться в выигрыше.

Также необходимо ответить и на другой важный вопрос: что могут дать школе шахматы, чего не дают другие школьные предметы? Ю.С. Разуваев, гроссмейстер, заслуженный тренер России в своем интервью отмечает, что в возрасте 6-12 лет происходит формирование так называемого механизма «действия в уме» и, по мнению ряда специалистов, решается, будет ли ребенок умным человеком. Именно в этом, считает Разуваев, шахматы могут оказаться полезными.

Но что значит стать умным человеком?

Один из самых авторитетных специалистов в области изучения интеллекта, известный американский психолог Р. Стернберг провел специальное исследование того, как себе представляют специалисты и неспециалисты в этой области «идеально умного человека». Оказалось, что их мнения во многом совпали. Обобщив полученные данные, он выделил три фактора интеллекта и соответствующие им три группы признаков «идеально умного человека»:

1. Вербальный интеллект:человек имеет большой словарный запас, обладает беглой речью, ясно и четко формулирует свои мысли.

2. Социальная компетентность: человек испытывает интерес к окружающим людям, чутко улавливает происходящее вокруг него, принимает людей такими, какие они есть, умеет признавать собственные ошибки или неудачи.

3. Способность к решению задач и проблем практического характера: человек логично рассуждает, улавливает связь идей, учитывает разные точки зрения, хорошо формулирует суть проблемы, умеет находить способы достижения цели, является знатоком в какой-либо конкретной области.

Следовательно, для того, чтобы стать умным человеком, кроме логического мышления, которое развивают обычные шахматы, ребенку надо еще научиться хорошо владеть речью и приобрести навыки общения. Особенно актуально это становится в подростковом возрасте, т.о есть для детей старше 12 лет. Для них очень кстати может оказаться программа с использованием новой, эффективной формы командной шахматной игры - деловых шахмат, которые гармонично развивают все три фактора интеллекта. Этот курс с одной стороны логично продолжит программу «Шахматы в начальных классах», с другой - решит чрезвычайно актуальную для современной школы методологическую проблему социализации личности учащихся старших классов.

И наконец, хочу затронуть еще одну очень важную проблему внедрения шахмат в школьное образование. Это проблема преподавателей. Учитывая возможность использовать шахматы для проведения интеллектуального и социально-психологического тренинга, а также то, что командные формы шахмат могут быть эффективно применены для проведения школьной психодиагностики, целесообразно совместить специальности учителя шахмат и школьного психолога. Эти учителя, несомненно, будут востребованы школами в силу актуальности проблем психического развития детей и могли бы вести классы на протяжении всего срока обучения.

Подробнее можно прочитать в академическом научном журнале «Мир психологии» в статье «Общеобразовательная ситуационно-ролевая игра в развитии конструктивного общения и групповых норм поведения растущего человека». // Мир психологии (Официальный орган Российской академии образования), 2002, №2, С. 178-188. - №8, а также в методических рекомендациях, одобренных известными шахматными специалистами и кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова «Деловая игра на основе шахмат или Деловые шахматы». М., Воениздат, 2001, №10.

Достаточно подробную информацию о деловых шахматах можно найти в Википедии.


  


Смотрите также...