Тем, кто еще не заметил, рекомендую прочитать по соседству анализ первой половины турнира претендентов от Муртаса Кажгалеева.
Пишу об этом не только для того, чтобы лишний раз прорекламировать великолепный материал, но и чтобы не согласиться лишь с одним пунктом из него.
Я пока что не считаю турнир в Ханты-Мансийске менее интересным, чем лондонский. Разумеется, со скидкой на то, что в текущем соревновании прошла лишь половина дистанции, а самое интересное в Лондоне происходило как раз ближе к финишу.
Здесь же, в Ханты-Мансийске пока что ни дня не проходит без захватывающего триллера, причем, как правило, не одного. В первую очередь, благодаря Владимиру Крамнику: что ни партия с его участием, то просится на обложку! И Аронян, конечно, не подводит в этом отношении.
Кстати, нынешний турнир имеет даже одно преимущество перед Лондоном: здесь медленнее отсеиваются те, кто теряет шансы на первое место. До вчерашнего дня такой участник был лишь один, теперь стало два.
Или больше? Может ли, скажем, Шахрияр Мамедъяров претендовать на победу в турнире после вчерашней драмы?
Боюсь, что поспешный ход 48...Kxf8 еще много лет будет упоминаться в шахматных книгах и статьях на тему "несбывшиеся мечты о чемпионстве".
В этом ходе весь Шахрияр. Он был уверен, что обыгрывает Крамника, и взял королем ладью, не задумываясь. В случае победы он выходил на третье место, становился ближайшим преследователем лидеров, но главное - обретал огромный заряд энергии, психологическую уверенность. Теперь же...
"Достаточно было в партии N не сделать глупейшую ошибку в решающий момент, не поторопиться, не поддаться эмоциям, и мечты о чемпионстве становились реальностью".
Подобные размышления можно найти в статьях и книгах о Нане Александрии, Давиде Бронштейне, Василии Иванчуке, Викторе Корчном, еще о некоторых, кто так и не примерил шахматную корону. Есть у меня подозрение, что вчера мы стали свидетелями истории, которую в будущем не раз вспомнят. В том же контексте...
* * *
Ну, а теперь всё внимание на восьмой тур.
Из восьми первых ходов Аронян пять сделал ферзем. Можно ли рекомендовать его партии для изучения детям?..
Впрочем, из длительного путешествия королева вернулась с добычей в виде пешки.
До сегодняшнего дня в пресс-центре во время партий находился менеджер Карякина Кирилл Зангалис, а вот тренера Рустама Касымджанова мы не видели. Сегодня - наоборот.
Аронян решил сыграть в футбол. В шахматы - в следующий раз.
Кто выиграет турнир - узнаем через неделю. Но кто самый интересный на пресс-конференциях, могу с уверенностью сказать уже сейчас: Владимир Крамник.
Топалов и Мамедъяров сегодня, как никогда ранее, остались в тени.
* * *
А впрочем, свое заявление по поводу Крамника считаю несколько опрометчивым. У него, по меньшей мере, имеется один конкурент в борьбе за "приз журналистских симпатий".
Петр Свидлер в пресс-центре - ад для переводчиц. Говорит на английском в пулеметном темпе, без остановок (как ни проси его), при том на автомате использует массу идиом, которые грамотно перевести на русский в синхронном режиме не представляется возможным.
Сегодня, после 6.5-часовой битвы, Петр был особенно возбужден.
Одной бутылки воды оказалось мало.
Переводчица Анна пыталась вставить слова, пока главный герой делал паузы на "водные процедуры", но и это ей удавалось с трудом: процедуры длились не более трех секунд каждая.
Вода проливалась, заботливая Анастасия вытирала стол.
Надо отдать должное Свидлеру: понимая трудности журналистов, иногда он берется переводить себя сам. И вот тут наступает блаженство для русскоязычных слушателей, ибо русским Петр жонглирует не хуже, чем английским. Жаль, что это происходит не так часто, как хотелось бы.