Запись прямого эфира: 24.02.2013
Е.СУРОВ: 21.24 московское время, Владимир Крамник придет к нам в эфир через несколько минут – он обещал. И уже на русском языке тоже скажет что-нибудь о дебюте не только в сегодняшней партии, но и во всем турнире. И рядом со мной Генна Сосонко.
Г.СОСОНКО: Да-да. По поводу партии Ананда с Крамником мне трудно что-либо добавить к тому, что говорил Владимир Борисович, который появился только что, он сейчас с нами. […] Мне кажется, что позиция Каруаны в партии с Гельфандом на данный момент предпочтительнее. Если бы я играл белыми, я бы не был спокоен за судьбу партии.
В.КРАМНИК: Да-да, конечно. Черными я бы, честно говоря, получив такую позицию, уже думал бы, что надо как-то выигрывать во что бы то ни стало. Хотя, как видите, оказался бы неправ.
Е.СУРОВ: Генна, но вот Володя Крамник первые две партии играл белыми. Я так понимаю, что за судьбу его партий вы были спокойны и вчера, и сегодня?
Г.СОСОНКО: Я был спокоен в том смысле, что было ясно, что у него… Кстати, вчера у него был плюс больше, чем сегодня, если сегодня вообще можно говорить о каком-то серьезном плюсе. А вчера был плюс, но мы так и не знаем – где-то можно было сыграть сильнее, Володя?
В.КРАМНИК: Ничего такого уж значительного не было. Как ни странно, компьютер считает, что вместо Ba3 поточнее Bb2 почему-то. Хотя Ba3 – с темпом…
Г.СОСОНКО: Более естественного хода придумать трудно.
В.КРАМНИК: Да, я поэтому его довольно быстро сделал. Нет, ну у белых в любом случае маленькое давление, но выиграть трудно. Боря защищался вчера очень хорошо, и я не видел ничего такого существенного. Но здесь мало того, что уровень турнира такой высокий, но еще и очень крепкие игроки – и Борис, и Виши. Их, конечно, очень трудно обыграть, когда они в нормальной форме, да еще когда получаются такие спокойные позиции. Но так, правда, получилось, что я, как видите, оба раза играл 1.Nf3 2.b3, 1.Nf3 2.g3. Я просто хотел сложную игру, а как-то в итоге получилось, что к двадцатому ходу поменялись ферзи. Нельзя сказать, что я был инициатором этого, но как-то так получилось. Давление было в обеих партиях. И, может быть, если бы соперники были послабее, я бы полтора очка выжал из этих двух. Но, к сожалению, сегодня ко всему прочему Виши был очень хорошо готов. Возникший эндшпиль был достаточно хитрый и довольно опасный. Мы, конечно, оба его смотрели – и он, и я, - но разница заключалась в том, что, похоже, он повторил свои анализы перед партией, а я последний раз повторял это год назад. И я только очень-очень смутно припоминал, что где-то белые ходят с5. Но где, как? А позиция очень точная, очень конкретная.
Г.СОСОНКО: И если что-то не то, то расплывается, уходит преимущество.
В.КРАМНИК: Да. Или же, наоборот, черным становится плохо, если они играют неточно.
Г.СОСОНКО: А я вот что-то не припоминаю, чтобы Виши играл с5 в такой позиции.
В.КРАМНИК: В том-то и дело. Я поэтому и пошел на такую игру. Изначально я хотел играть Рети – ход d3, просто на игру. Но когда он сыграл этот порядок d5, c5, Nf6, Nc6 – вообще-то это считается неточным именно из-за d4. Поэтому я решил так пойти, учитывая, что я вспомнил, что в каталоне он систему с с5 никогда не играл. Тем более, позиция хитрая, там много тонкостей. Но он просто начал как пулемет играть. После партии я у него спрашивал, и он помнил, что с5 там не играют. То есть он всё помнил, всё знал. И если бы я тоже повторил перед партией, может быть, я бы мог как-то… Я уверен, что у меня все это записано, но я, к сожалению, все не помню. Это современные шахматы. Тут дело не только в том, чтобы много работать – все много работают, - но еще и помнить то, что ты сделал.
Е.СУРОВ: Причем независимо от того, 1.Nf3 2.b3 или 1.Nf3 2.g3...
В.КРАМНИК: Да-да, там много перестановок, переходов…
Г.СОСОНКО: В этой связи я позволю себе, господа, напомнить высказывание Петера Леко, которое мне очень нравится. На одном из турниров – не помню уже, на каком - журналистка, далекая от шахмат, больше интересующаяся вопросами «какие у вас любимые цвета?», «какие любимые напитки и кушанья?», спросила у него: «А какие у вас есть любимые привычки перед партией? Есть ли у вас какой-нибудь талисман?» и так далее. Он сказал: «Моя любимая привычка перед партией – это повторить анализ и потом не забыть его». Неплохо сказано!
В.КРАМНИК: Это, кстати, и моя любимая привычка. Но проблема в том, что ты никогда не знаешь, что именно повторить. Я тоже сегодня, поверьте, повторял немало. А получилось, что главное не повторил.
Е.СУРОВ: А я задам еще один неоригинальный вопрос: а какие-то суеверия у вас есть? Ведь у всех шахматистов есть какие-то суеверия. Вот вы после проигрышной партии ручку выбрасываете?
В.КРАМНИК: Нет, никогда. Я вообще этим как-то переболел. У меня особо такого и не было, но для меня совершенно неважно, что я надеваю. Голову я мою в любом случае, даже если хорошо играю. И ручки беру первые попавшиеся. То есть с этим я как-то себя переборол с какого-то момента. Это все-таки какое-то язычество, а я язычеством не занимаюсь. Пусть хоть десять черных котов перейдут дорогу – меня это не волнует совершенно.
Е.СУРОВ: «Язычеством не занимаюсь» - это выражение мне понравилось особенно. Вопрос от Олега Скворцова.
О.СКВОРЦОВ: Я хотел просто спросить вот о чем. Мы планируем этот турнир сделать постоянным, традиционным – и со швейцарскими спонсорами, и привлечем других спонсоров, в том числе из России. И я бы хотел узнать твое мнение.
В.КРАМНИК: Это будет замечательно, вообще прекрасно! Я и в прошлом году был очень рад. Дело в том, что еще и место такое шикарное – здесь, в Цюрихе, в «Савое», очень приятно. Я здесь играл уже много раз – в первый раз играл где-то еще в 90-х годах, - и всегда с таким удовольствием сюда приезжаю! И турнир очень приятный, так что я, конечно, с удовольствием еще сюда приеду, и каждый год буду с радостью здесь играть.
О.СКВОРЦОВ: Мы и думаем сделать турнир как раз в эти временные рамки.
Г.СОСОНКО: Теперь, вообще говоря, как я понимаю, календарь очень насыщенный. И вы думаете, Олег, что вот это время – правильное? Грубо говоря, конец февраля – начало марта.
О.СКВОРЦОВ: В следующем году мы еще не знаем, что будет, правильно? Мы планируем свой турнир. А другие пусть планируют свои турниры. Мы же не будем подстраиваться под других.
В.КРАМНИК: Дело в том, что календарь действительно всегда немножко плавает.
О.СКВОРЦОВ: А у нас он не будет плавать.
В.КРАМНИК: Сейчас чуть меньше, чем раньше, но все-таки плавает. И иногда просто нет возможности, приходится что-то переносить, потому что ФИДЕ вдруг поставит что-то своё – и все, ты уже никуда не денешься. Но в принципе, мне кажется, время хорошее, сейчас оно стало более-менее свободное. Раньше же Линарес и Монако были примерно где-то в это время. А сейчас нет. И сейчас, да, очень хорошее время. Вчера вот прошел снежок здесь, сегодня здорово. Нет, конечно, мне пока надо еще в этом году играть, мне предстоит длинная черная полоса. Но здесь очень приятно играть!
О.СКВОРЦОВ: И приятно, что много публики.
В.КРАМНИК: Да, это правда.
Е.СУРОВ: Что вы имеете в виду под выражением «предстоит черная полоса»?
В.КРАМНИК: Ну, у меня две черные партии. И еще хорошо, что не три, потому что поменяли туры, а так бы три было.
Е.СУРОВ: Нет, я думал, что Володя имеет в виду общий календарь. «Мне еще в этом году играть». А речь конкретно о двух партиях.
В.КРАМНИК: Конечно, хотелось бы выжать немножко больше, чем пока удалось из двух белых партий. Но, может, при случае, и черными что-то удастся, посмотрим. Я хочу играть, просто наигрывать форму, показать насыщенные шахматы. Так что посмотрим.
* * *
Г.СОСОНКО (обсуждая текущую партию Гельфанд - Каруана): А если компьютер убрать вообще! Здесь бежит строка, и настолько соблазнительно подглядеть! Невозможно глаз отвести!
В.КРАМНИК: Как от красивой женщины.
Г.СОСОНКО: Я, правда, другое употребил сравнение, более фривольное: я вспомнил мальчика, который подглядывает за родителями в замочную скважину спальни и говорит: «И это люди запрещают мне ковырять в носу!».
* * *
Г.СОСОНКО (обсуждая текущую партию Гельфанд - Каруана): …Компьютер бьет на d4, играет Qе3, пристает к пешке g3 и ведет пешку… И действительно, ведь он прав!
В.КРАМНИК: А он всегда прав! Он, как босс, всегда прав.
* * *
Е.СУРОВ: Генна, давайте отпустим нашего гостя, так как я обещал ему, что у нас будет две-три минуты.
В.КРАМНИК: Я, может, как-нибудь в другой раз еще подойду, после победы.
Г.СОСОНКО: С удовольствием! Мы только хотим еще сказать, что сейчас происходит сбор команды России, и нам только что сообщили, что члены команды, поужинав – потому что сейчас в России на три часа позже, - сейчас слушают наш эфир. Конечно, это очень приятно, потому что…
В.КРАМНИК: …потому что больше никто не слушает.
Г.СОСОНКО: Да нет! Тысячи человек слушают!
В.КРАМНИК: Ну что же, я передаю команде привет и пожелаю, чтобы они не играли в блиц сутками, а немножко занимались и дебютами.
Г.СОСОНКО: Кстати говоря, а к какому турниру они готовятся? Сбор – это к чему?
В.КРАМНИК: Как я понимаю, это просто идея собраться вместе, что-то подвигать.
Г.СОСОНКО: То есть конкретного турнира нет? А что сейчас предстоит? По-моему, женский какой-то чемпионат?
Е.СУРОВ: У женщин тоже сбор, но у них женский командный чемпионат мира в начале марта. А вот у мужчин ничего нет.
В.КРАМНИК: Да деньги просто разбазаривают государственные.
Г.СОСОНКО: Вероятно, разбазаривают государственные деньги. А что же еще можно сказать…
* * *
В.КРАМНИК (обсуждая текущую партию Гельфанд - Каруана): Сделан ход Bc4. И я думаю, что черные теперь долго не сделают ответного хода, потому что тут надо прийти в себя, немножко утереть холодный пот. Бывают такие моменты, когда ты вдруг…
Г.СОСОНКО: …противен сам себе!
В.КРАМНИК: Да-да. И когда проступает холодный пот, и ты начинаешь думать: что же я натворил?! Минут пять просто приходишь в себя. Так что я думаю, что здесь Каруана будет думать.
* * *
Е.СУРОВ: Наши слушатели в чате могут задавать вопросы. И один из них спрашивает: «Как сложился бы сейчас матч Каспаров – Крамник?». Давайте предположим, что имеются в виду классические шахматы.
В.КРАМНИК: Что ж я буду думать, как бы он сложился… Как-то у меня…
Г.СОСОНКО: Здесь нельзя не вспомнить бабушку.
В.КРАМНИК: Да-да, примерно.
Г.СОСОНКО: Я позволяю себе вольности. Но здесь ее уместно вспомнить вообще.
В.КРАМНИК: Нет, я бы с удовольствием сыграл. Мне было бы очень интересно, любые шахматы – быстрые, блиц, классику. Если у кого-то возникнет желание организовать, я могу сразу сказать, что я «за». Вот заодно и посмотрим, как закончится.
Г.СОСОНКО: Большое спасибо! Мы надеемся на то…
Е.СУРОВ: …что у вас еще будет хороший повод прийти к нам.
В.КРАМНИК: Я все-таки надеюсь, что еще с Анандом сыграю в ближайшее время.
Е.СУРОВ: А-а, вот так!
В.КРАМНИК: А потом уже, если нет, то – да, можно и с Гарри Кимовичем.
Е.СУРОВ: Это был Владимир Крамник в прямом эфире Chess-News.
В.КРАМНИК: Всего доброго.